• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color

Официальный сайт Дяди Зорыча

Friday
Mar 29th
Главная arrow Записки arrow Глава 70. Краткость — душа остроумия
Глава 70. Краткость — душа остроумия Версия для печати
Написал Максим ИВАНОВ   
01.07.2008

Краткость не только сестра таланта. Но и, выражаясь словами Вильяма Шекспира, «душа остроумия». Вспомним также и русскую народную пословицу «коротко, да ясно, оттого и прекрасно». Итак, попробуем разобраться почему так важно, чтобы остроумная мысль была краткой? Заодно коснемся проблемы восприятия продуктов остроумия.

Диалектика получения новой информации
Юрий Ракита в своем произведении «Алгебра гармонии» выдвигает следующую гипотезу. В теории информации с точки зрения максимума энтропии следует, что любая система стремится снизить содержащееся в ней количество информации, т.е. увеличить свою энтропию. Количество информации, которую может обработать и запомнить человеческий мозг не безгранично. Но новая информация все равно поступает к человеку каждую секунду. Поэтому ее необходимо хранить как можно более компактно или экономно. Средством такого упаковывания и является установление различного рода связей между разрозненными элементами информации. Грубо говоря, описание набора элементов, объединенных некоторым видом связи, содержит меньшее количество информации, чем описание такого же количества элементов, ничем не связанных. Понятие «легковой автомобиль» вызывает вполне определенные ассоциации, хотя на самом деле этот механизм с огромным количеством дела. Мы видим нарисованный треугольник, хотя он состоит из трех прямых (а прямые, в свою очередь, состоят из множества точек). Но сообщение «треугольник» занимает в памяти меньше места, чем определение: «три прямые, соединенные вместе, сумма углов между которыми равна 180 градусов». Далее автор продолжает: «Энтропийные процессы, аналогичные зрительному восприятию, происходят и в нашем сознании. «Хранение» ассоциированных слов и понятий (мыслеформ) экономнее («энтропичнее») хранения разрозненных элементов. При нахождении ассоциаций, группировке понятий, выявлении общих причин и т.п. интеллектуальных действиях количество информации уменьшается, а энтропия возрастает.».
Можно сказать, что вся теоретическая работа мышления в области науки сводится к анализу фактов с целью выявления общих закономерностей. И теоретическое открытие тем значительнее, чем более разнородные факты удается объяснить с единых позиций (тем больше возрастает энтропия). Однако, в то время как теоретики изо всех сил стараются объяснить имеющиеся факты (повысить энтропию), экспериментаторы непрестанно добывают новые факты (увеличивают количество информации), причем, зачастую они не укладываются в рамки имеющихся теорий.
С точки зрения теории управления сбор новой информации или ее поиск является не менее важной, чем снижение количества этой самой информации. Да, с небольшим количеством информации проще обращаться. Поэтому-то энтропийные процессы приводят (путем переработки, обобщения и анализа исходной информации) к построению в нашем сознании модели мира и далее все наше поведение основывается на использовании этих моделей. Чем компактнее и меньше модель, тем удобнее и быстрее с ней работать. И тем быстрее принимается решение. Но ведь, решение должно быть не только быстрым, но и правильным. А ситуация меняется. Значит, необходимо постоянно добывать новые знания о ситуации и соотносить с ними нашу внутреннюю модель.
Кстати, по такому же принципу работает не только наше сознание, подобным образом развивается и наука. Происходит одновременно два процесса. С одной стороны, происходит постоянный сбор новой информации. С другой стороны, энтропийная тенденция требует как можно плотно упаковывать эту информацию для внутреннего представления в модели. Новая информация не всегда вписывается в текущую модель и при достижении определенного порога накопления возникает кризис представления. Существующая модель уже не обеспечивает максимум энтропии для имеющейся исходной информации и поэтому (после некоторой инерционной задержки) отбрасывается и заменяется другой, более соответствующей имеющимся на данный момент сведениям (количественные изменения переходят в качественные).

Моделирование создания и восприятия продуктов остроумия
Передача сообщения (в том числе и остроумного) требует времени, а цель — получить удовлетворение как можно скорее. В случае словесной коммуникации характеризующейся низкой скоростью сообщения, единственный выход — лаконичность — сообщение должно быть коротким.  Для этого оно должно кодироваться с целью уменьшения передаваемой физической информации. Перефразируя М. Блэка, можно сказать, что «закодированное выражение, назовем его М, является субститутом некоторого другого – буквального выражения, скажем L, которое, будучи употреблено вместо закодированного выражения, выражало бы тот же самый смысл, но имеет меньший размер, чем выражение L». Цель этого кодирования (сжатия) — уменьшение количества бит, необходимых для хранения и передачи заданной информации, что дает возможность передавать сообщение более быстро и хранить более экономно. Например фраза «молчание — золоте» содержит в себе смысл, для нормального разъяснения которого человеку, незнакомому с этой поговоркой, потребуется как минимум несколько десятков слов. К сожалению, при при кодировании информации возникает вероятность того, что получатель информации не сможет правильно ее «раскодировать» (ведь заранее этот получатель редко когда бывает известен). Поэтому в коммуникативных системах, начиная от самых примитивных, крайне важна согласованность системы кодирования и декодирования. Некоторые обнаруженные древние письмена до сих пор не удалось расшифровать, как раз потому что потерян ключ к их декодированию.
Применительно к системам человеческого общения, можно сказать каждый индивидуум обладает своим кодеком, включающий в себя кодер для кодирования информации и декодер для декодирования информации. Если взять кодеки, используемые в компьютерах, то они действуют по жестко заложенным в них алгоритмам. Т.е. если в одинаковые декодеры, находящиеся на разных компьютерах, загрузить закодированную информацию, то на выходе получится одна и та же информация.
Человеческие же «кодеки» устроены иначе. Во-первых, абсолютно идентичные кодеки в природе не встречаются. Во-вторых, даже один и тот же человек одну и ту же информацию воспринимает каждый раз по-разному. Алгоритм обработки меняется в зависимости от внутренних факторов (врожденные способности, принадлежность к «мыслителям» или «художникам») и от внешних (влияние окружающей среды).
В человеческом мозге обработка информации осуществляется посредством взаимодействия двух основных программ — интеллектуальной и эмоциональной. Выражаясь математическим языком, на выходе мы получим примерно следующую функцию F=f(x,y)=X+Y, где X=f(x) — это составляющая интеллектуальной программы, а Y=f(y) — составляющая эмоциональной программы. Важно отметить, что промежуточные результаты обработки информации могут оказывать влияние на развитие эмоции и видоизменять эмоциональные программы (что-то вроде принципа обратной связи). Что, в свою очередь, сказывается на осуществлении интеллектуальной программы. И наоборот. Возьмем простейший пример. Человек открывает газету и читает заметку про пожар. Первоначальное отношение к полученной информации нейтральное. Потом он осознает, что в том доме живет его друг. Эмоциональный фон меняется. Соответственной и вся газетная заметка воспринимается по-другому. Человеческий мозг находит соответствующие ассоциации: вспоминает своего друга, как выглядит дом, в котором он живет и т.п.

Рассмотрим свойства «кодеков»
Пользуясь аналогиями из компьютерной сферы, попытаемся определить, какими свойствами может обладать «человеческий кодек». Итак, одинаковых «кодеков» не бывает. Каждый человек при рождении получает индивидуальную версию, которая постепенно улучшается (или ухудшается, например, из-за болезни) и модифицируется в течение всей жизни. «Человеческий кодек» вряд ли можно представить как единую программу, скорее всего в нем заложено огромное количество подпрограмм, и в разных ситуациях к обработке информации подключается только определенная часть из них.
Рассмотрим ситуацию, когда «кодек Б» пытается раскодировать какую-нибудь фразу, закодированную «кодеком А». Необходимое условие — «кодек Б» должен понять все слова, использованные «кодеком А». Для этого нужно чтобы «кодек Б» и «кодек А» обладали схожим тезаурусом. Тезаурус — это набор данных о какой-либо области степени знания, позволяющий человеку или компьютеру достаточно быстро и свободно ориентироваться в получаемой информации. Если «кодек А» окажется незнаком с каким-нибудь словом, то он вряд ли сможет правильно раскодировать информацию (не все поймут «Errare humanum est sed stultum est in errore perseverare»). Порой одно слово может исказить остроумную мысль таким образом, что мысль перестанет быть остроумной или совсем пропадет смысл.
Для уменьшения вероятности утери смысла человеческая речь обладает важным свойством — «избыточностью информации». Речь в данном случае идет о повторяемости в той или иной степени знаков, сообщений и т.п., что помогает нам получить нужную информацию даже в случае помех (информационного шума). Как правило, мы произносим и пишем гораздо большее количество слов, чем необходимо для восприятия смысла сказанного или написанного. Как подсчитали ученые, в наших повседневных телефонных разговорах присутствует, как правило, не более 3% информации, все остальное — информационная избыточность, то есть то, что мы давным-давно знаем. Наша разговорная речь обладает избыточностью порядка 72%. Это значит, что почти три четверти своего разговора мы тратим либо на сообщение того, что давно уже известно нашему собеседнику, либо на различные эмоциональные междометия, слова-паразиты и прочие лексические и фразеологические единицы, и без которых можно было бы понять суть нового сообщения. В деловых текстах избыточность и того выше — почти 85%. Это объясняется тем, что приходится повторять одни и те же слова и термины, дабы избежать путаницы или неправильного толкования. Ибо, как говорил отец кибернетики Н. Винер, избыточность информации — основа получения правильной информации. Но мы помним, что остроумие характеризуется лаконичностью. Поэтому избыточность в продуктах остроумия практически отсутствует.
Для оценки «остроумия» должно существовать важное условие: и создатель (генератор), и «оцениватель» (приемник) должны находиться в одном социокультурном поле (для оценки остроумия это необходимое, но не достаточное условие). Или, как предлагает С.А. Троицкий необходимо наличие единого поля напряжения, непрерывного континуума сознания (т.е. осуществление формы «Я-Ты»). Нужно сказать, что для некомического остроумия больше связанного с практической деятельностью это условие играет меньшую роль, чем при комическом остроумии, тесно связанном с культурой и социальной средой.

20 января 2006 года, г. Новочебоксарск, Максим Иванов.



14205 просмотров

  Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
Имя:
E-mail
Домашняя страница
Тема:
BBCode:СсылкаEmailЖирный текстКурсивПодчёркнутый текстКавычкиCodeСписокПункт спискаЗакрыть список
Коментарий:



Код:* Code

 
< Пред.   След. >

///2011///
12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru").
Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице.
///2010///
27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru").
25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее.
///2009///
19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование.
///2008///
21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня.
День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.