• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color

Официальный сайт Дяди Зорыча

Wednesday
Aug 23rd
Главная arrow Записки arrow Глава 59. Беседы о философии: мое знакомство с предметом
Глава 59. Беседы о философии: мое знакомство с предметом Версия для печати
Написал Максим ИВАНОВ   
30.06.2008

Знакомство первое: школьные впечатления
Впервые с таким понятием как философия я познакомился, скорее всего, в школе. В каком именно классе сейчас уже и не вспомнить. Да это и неважно. И, кажется, произошло это на уроках истории. Историю я любил всегда. За исключением тех разделов, где изучались культурные особенности того или иного исторического периода (искусство, философия, архитектура и т.п.). Поэтому запомнил я крайне немного. В памяти остались знаменитые греческие философы, такие как Платон, Сократ, Аристотель. Но вот о чем они писали, что хотели сказать последующим поколениям? Этого я после школы вспомнить уже не мог. Зато помнил, что Диоген жил в бочке, что кого-то (кажется, Сократа) заставили выпить яд, так как он не хотел отречься от своих убеждений. Разумеется, помнил я и крылатые фразы «Сократ мне друг, но истина дороже», «Пифагоровы штаны на все стороны равны» (Пифагор специально философией не занимался, но тоже философствовал). Кроме философов древности в голове отложилась поверхностная информация об английских философах эпохи Просвещения, французских материалистах, отцах-основателях немецкой классической философии. Ну и, само собой, разумеется, узнал о знаменитых представителях диалектического материализма. Правда, с трудами Маркса, Энгельса и Ленина нас знакомили поскольку постольку, так я окончил в школу в 1998 году. Кроме уроков истории, философы и их труды мелькали и на других школьных предметах. Например, на физике и математике. Дело в том, что почти все философы древности, а также многие философы Нового времени обычно занимались не только философией, но и активно развивали другие науки. И наоборот, представители различных наук частенько «баловались» философией. Для примера можно назвать Декарта, Лейбница, Ломоносова, многих ученых Древней Греции и Древнего Рима.
Одним словом, после окончания школы отношение к философии у меня было никакое: я был, как и многие выпускники весьма далек от философии. Считал ее предметом ненужным, а философия казалась мне очень удаленной от реальной жизни. Кроме того, я собирался поступать на технический факультет, поэтому ни желания, ни надобности изучать философию не было.

Знакомство второе: студенческие впечатления
Во второй раз с философией мне, как и всем студентам, пришлось столкнуться в университете. Я учился тогда на втором курсе факультета радиотехники и электроники. И на третьем семестре нам поставили философию. Всего один семестр, но зимой - экзамен. Преподавал у нас В.П. Галкин. Студентов, относящихся к нему равнодушно, было немного. Гораздо больше было тех, кто его не любил, или, наоборот, тех, кому он нравился. Причем последних было все же меньше, чем первых.
Как таковую философию он нам не преподавал. Он, насколько я сейчас понимаю, учил нас правильно понимать действительность. Вот что он сам говорит о своих лекциях[1]: «Начиная свои лекции я обычно говорю студентам, что им «надо слушать внимательно, желательно все запоминать и конспектировать, так как в лекции практически нет лишних мест», что все, «что я говорю, имеет самое непосредственное отношение к предмету.» После этого начинаю рассказывать о себе, о том, как и где учился, в общем, всякие истории из жизни своей, своих родственников, товарищей по учебе и работе. Естественно, что никто ничего не пишет, так как считают, что это еще не лекция. Считают, несмотря на то, что были предупреждены! При этом единственным для меня, как лектора, утешением является мысль о том, что лекции удастся издать, и слушатели смогут их, уже потом, прочитать «наедине с самими собой». Его перу принадлежать несколько интересных книг. Их вы можете найти на сайте www.kureda.narod.ru. Особое внимание советую обратить на «Толкователь».
Чаще всего с тем, что он говорил и как трактовал некоторые события, я не соглашался, как и большинство из тех, кто его слушал. Причем сейчас мне кажется, что в большинстве случаев (если не во всех) прав был все-таки он, а не мы. Просто Галкин подходил к рассматриваемым вопросам с таких точек зрения, к которым мы были не готовы. Из всего потока (лекции он вел у всех групп нашего курса факультетов ИВТ и РТЭ) в то время его предметом по-настоящему интересовались только несколько человек. В числе которых меня, увы, не было.
Так как университетскую программу изучения философии Галкин преподавал мало, поэтому к экзамену пришлось готовиться с помощью дополнительной литературы. К счастью, он разрешил ею пользоваться (т.е. списывать). Впрочем, во время ответа надо было еще и объяснить то, что ты написал. Я запутался в каких-то философских категориях и получил «хорошо».

Знакомство третье: по своему желанию
Где-то на четвертом курсе весной 2002 года с подачи одного моего знакомого я познакомился с т.н. «патриотической» литературой (С.Г. Кара-Мурза, В.В. Кожинов, А.С. Панарин, Ю.И. Мухин, А.П. Паршев). Официально эта литература так не называется, но определение патриотической для нее очень подходит. Первым делом я купил книгу «Манипуляция сознанием» Кара-Мурзы. Произведение мне понравилось. И я понял, что нашел то, что искал. С тех пор список авторов расширился, как и количество книг, которые я купил или прочел.
Еще в университете я решил, что после окончания вуза я обязательно продолжу обучение (армия мне не грозила по состоянию здоровья). На третьем курсе я собирался учиться на экономиста или юриста, на четвертом курсе появилось желание стать госслужащим. Но к концу пятого курса я решил, что лучше пойти в аспирантуру. Только не на техническую специальность, а на философию. Почему именно туда? К тому времени я ознакомился с творчеством Галкина и понял, что в свое время многое упустил: в свое время надо было внимательно слушать то, что он говорит. Еще я был бы не против стать аспирантом-историком, но меня там вообще никто не знал. Поэтому меня вряд ли бы взяли. Даже на заочное отделение. Впрочем, и на философии у меня не было знакомых.
В начале сентября я зашел к «главному» философу ЧГУ Э.З. Феизову. Объяснил ситуацию. Что, дескать, обучался на техническом факультете, но хочу учиться на философа. К счастью, Феизов согласился взять меня под свое крыло и я побежал готовиться к экзаменам. При поступлении в аспирантуру сдаются иностранный, философия и предмет по будущей специальности. Их я благополучно сдал и в конце декабря был зачислен на специальность «Философия науки и техники». А в следующем году начались лекции по философии (у «технарей» вел их преимущественно Феизов). Кроме того, при подготовке к экзаменам пришлось перечитать пару учебников. Именно в это время я и стал кое-чего понимать в философии. Понял, что не все так сложно, но и не все так просто. И что можно прожить всю жизнь, а в философии так и не разобраться. И что есть разная философия. Есть теоретическая (мною до сих пор плохо понимаемая и нелюбимая), а есть практическая. Которая вполне понятна обыкновенному человеку. Но это уже совсем другая история.

P.S. Что такое «заказная статья»[2]
«Заказная статья - статья, написанная и опубликованная по заказу деструктивных сил (всегда, даже тогда, когда она пишется "с благими намерениями"); один из элементов демагогии власть имущих или методов работы спецслужб. Особенностью заказной статьи является жесткая структура построения, а именно, наличие трех частей:
1) Первая часть - святая истина (правда), человек, читающий эту часть заказной статьи, готов подписаться под каждым словом автора, так как оно практически соответствует действительности. При чтении этой части у читателя должно возникнуть ощущение типа: " Ну, молодцы! Ну, дают! Правду-матку так и режут прямо в глаза! Во, мужики!” и т.д. Цель этой части - "войти в доверие". Объем этой части обычно 25-60% от всей статьи.
2) Часть вторая - труднопонимаемый или объемный текст (жвачка), создающий у потребителя комплекс неполноценности (утомляющий его и усыпляющий бдительность). Цель - создать ощущение типа: "Или я дурак и не понимаю, о чем здесь идет речь, или автор умен настолько, что даже я не понимаю". Здесь могут быть использованы всевозможные спекулятивные рассуждения о духовности, астрологии, пране, менталитете, экзистенциализме, предназначении, эксгибиционизме и других предметах, значение которых плохо понятно читателю, но находится на слуху. Размер второй части колеблется от 25 до 75% общего объема статьи.
3) Часть третья - заключительная (ключевая), то, ради чего, собственно, и писалась статья. Как правило, это опять весьма понятный текст, в котором проводится нужная автору мысль, произносится необходимое словечко (которое требуется запустить в оборот) и т.п. Третья часть может быть одним словом или предложением, но может быть и “размазана” по всей статье.
4) Иногда присутствует четвертая часть - так называемый местный антураж, где автор, если это режиссер московского театра.... будет говорить о театре, чего-нибудь попросит или предложит, если это бизнесмен - то начнет говорить о собственной интеллигентности и скромности, если борец за права человека, то - о тоталитаризме именно в нашей стране. Четвертая часть очень часто строится на материале, имеющем сильную эмоциональную окраску или способном вызвать соответствующие эмоции у читателя.
По принципу заказной статьи строятся некоторые фильмы, интервью, представления и политические передачи.
По этому же принципу был де-факто построен (осуществлен) сценарий уничтожения экономики и государства СССР:
- на первом этапе заявляются вещи, истинность которых не подлежит сомнению, и обыватель (население страны) голосует "ЗА" перестройку, реформы и т.п.;
- затем следуют невразумительные действия и речи, в которых теряется логика преобразований, наблюдается дезорганизация производственных и общественных отношений; эта часть является также необходимой в дальнейшем для ссылок на "объективные трудности" и не позволяет рационально (разумно) ориентироваться в событиях;
- третья часть характеризуется действиями, которые направлены на решение заказной задачи и не имеют никакого отношения к декларированным ранее целям; при этом непосредственные исполнители и инициаторы, как правило, прикидываются дураками, которые чего-то «недоучли», «не знали», «не думали».

Примечание:
[1] В.П. Галкин. «Проблемы современности».
[2] В.П. Галкин. Толкователь слов и идиоматических выражений к циклу курсов «проблемы цивилизации» (некоторые размышления о смысле слов и вещей).

3 октября 2005 года, г. Новочебоксарск, Максим Иванов.



6828 просмотров

  Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
Имя:
E-mail
Домашняя страница
Тема:
BBCode:СсылкаEmailЖирный текстКурсивПодчёркнутый текстКавычкиCodeСписокПункт спискаЗакрыть список
Коментарий:



Код:* Code

 
< Пред.   След. >

///2011///
12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru").
Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице.
///2010///
27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru").
25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее.
///2009///
19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование.
///2008///
21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня.
День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.