Браузерные войны. Часть 1 |
Написал Дядя ЗОРЫЧ | ||||||||||||||||
24.06.2011 | ||||||||||||||||
Интернет зародился в конце 60-х годов в недрах военных ведомств США, но уже скоро стал активно использоваться научными и образовательными учреждениями. Спустя двадцать лет, в 1989 году, в Европе британский ученый Тим Бернерс-Ли представил концепцию Всемирной паутины. В течение двух последующих лет были разработаны основы современного Интернета: протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URL. В начале 90-х Интернет начал свой лавинообразный рост, продолжающийся и по сей день. Этому во многом поспособствовало появление в 1993 году первого популярного веб-браузера с графическим интерфейсом - NCSA Mosaic (разработка прекращена в 1997 году). На базе этого браузера был создан коммерческий Netscape Navigator - первая версия вышла в декабре 1994 года. Высокая популярность этого продукта побудила компанию Microsoft в августе 1995 года выпустить свой продукт - Internet Explorer (также на основе NCSA Mosaic). Так началась первая браузерная война, завершившаяся тотальной победой корпорации Microsoft. А после первой, спустя несколько лет, началась вторая браузерная война. >>>
За счет более раннего старта Netscape Navigator получил определенное преимущество. На момент появления конкурента от Microsoft Navigator обладал более широкими возможностями и хорошей поддержкой веб-стандартов того времени. Netscape 3.0 (19 августа 1996 года) стал, по некоторым оценкам, браузером № 1. Практически одновременно, 13 августа, вышел Internet Explorer 3.0 (именно эта версия обзавелась синим логотипом в виде буквы. Этот браузер уже стал поставляться в составе Windows 95 OSR2. Четвертая версия Netscape Navigator вошла в пакет Netscape Communicator, в котором помимо браузера были другие веб-программы.
В сентябре 1997 года вышел IE 4.0 (в составе Windows 98), 18 марта 1999 года - Internet Explorer 5.0. Потом последовала версия 5.5, и перед выходом Windows XP, в августе 2001 года, вышел Internet Explorer 6.0. К тому времени первая браузерная война были выиграна: рыночная доля браузера IE достигла, по некоторым данным, 90-95%. Netscape сначала была приобретена AOL в 1998 году, потом браузер стал разрабатываться в рамках сообщества открытого исходного кода Mozilla. Но все было тщетно. Популярность Netscape Navigator неуклонно падала. Последней версией браузера является Netscape Navigator 9.0, вышедший 15 октября 2007 года. Официальная поддержка браузера Netscape Navigator закончилась 1 марта 2008 года. К тому времени его доля не превышала одного-двух процентов. Как ни странно, начало конца Netscape стало началом жизни браузера Mozilla Firefox. Попытаться отвоевать кусочек браузерного пирога пытались многие. Лучшего результата смогли достичь только независимые норвежские разработчики, выпустившие в 1995 году первую версию браузера Opera. Спустя несколько лет он стал самым быстрым браузером в мире, получил дополнительные функции (встроенный почтовый клиент, IRC-клиент). Однако за все время существования Opera его рыночная доля не превышала нескольких процентов, за исключением ряда стран, среди которых и Россия. У нас Opera занимает твердое третье место. Вернемся к Internet Explorer. Отсутствие реальных конкурентов сыграло злую шутку: браузер перестал серьезно обновляться. Также он плохо поддерживал официальные веб-стандарты консорциума W3C. Впрочем, большая часть сайтов лучше всего работала именно в IE. Парадокс объясняется тем, что веб-разработчикам приходилось подгонять свои сайты под Internet Explorer. Перерыв между шестой и седьмой версиями составил больше пяти лет (2001-2006). Возможно, он был бы больше, если бы не появился сильный конкурент - браузер Mozilla Firefox, разработка которого началась осенью 2002 года. Первая стабильная версия "огненной лисицы" вышла 9 ноября 2004 года. Так началась вторая браузерная война, продолжающаяся до сих пор.
В ноябре 2004 года вышла первая версия браузера Mozilla Firefox. Он был быстрым, бесплатным, и, главное, любой пользователь с помощью расширений мог изменить функциональность веб-обозревателя так, как ему нужно. Браузер был свободным и открытым, поэтому веб-программисты со всего мира могли принимать участие в его разработке. Благодаря этому браузер почти сразу обзавелся множеством самых разнообразных расширений. Главным достоинством стала гибкость: минимум функций по умолчанию и максимум - по желанию. Для тех лет Firefox стал прорывом, глотком свежего воздуха. СМИ и обыкновенные пользователи с восторгом встретили новый браузер. За первые 100 дней его скачали более 25 млн раз. Браузер стал быстро набирать популярность, в начале 2006 года его рыночная доля превысила 10%. Главный конкурент, Microsoft, 18 октября 2006 года выпустил Internet Explorer 7. Разработчики сменили движок и добавили функциональность. Но популярность IE продолжала неуклонно снижаться. 24 октября того же года вышел Firefox 2.0. Тем временем для операционных систем Mac OS началась разработка нового браузера - Safari. Первая стабильная версия вышла в июне 2003 года. Чуть позже Safari вошел в состав Mac OS X 10.3. Начиная с третьей версии Safari стал выпускаться как для Mac OS, так и для Windows. Сейчас это самый популярный браузер на компьютерах и устройствах Apple. В последние годы, за счет общего роста продаж "эпплов", сумел обойти Opera по популярности в мире. 17 июня 2008 года - официальная дата выхода Firefox 3 - был назван "День загрузки 2008". В Книгу Гиннесса было внесено число 8 002 530 - количество загрузок нового браузера за 24 часа. Этот рекорд не побит до сих пор. Популярность Firefox росла еще два года и начала снижаться. Отчасти в этом виноваты сами разработчики. При смене версий возникали проблемы с совместимостью расширений, к тому же пользователи, использующие большое их количество, сталкивались с существенным замедлением работы. Да и сам браузер, обрастая новыми возможностями, не становился шустрее. Не решалась проблема с "утечкой" памяти. Впрочем, эти проблемы волновали только продвинутых пользователей, а они - лишь малая доля пользователей Firefox. Основная часть пользователей компьютеров выбирают программы под влиянием PR и рекламы. А в этом компоненте, безусловно, лучшим стал новый браузер Google. * * *
Поначалу аналитики гадали: что из этого выйдет? Ведь не все разработки Google становились популярными. Теперь гадают о другом: как скоро Chrome догонит и перегонит Firefox. Сильным маркетинговым ходом стало частое обновление версий. Буквально за два года браузер обновился с первой по восьмую версию. Другим браузерам (IE и Opera) на это понадобилось около полутора десятка лет. Поэтому создается впечатление, что развивается он очень быстро. Впрочем, так оно и есть. Нововведения афишируются, обкатываются в бета-версии и появляются в течение нескольких недель либо месяцев. Разработчики других браузеров растягивают выпуск очередных стабильных веток на один-два года. Впрочем, создатели Firefox уже заявили, что планируют сократить время между выпуском новых версий до шестнадцати недель. Для примера, Chrome обновляется в среднем за шесть недель. За последние несколько месяцев практически все основные игроки на браузерном рынке представили свои новые версии. Safari 5.0 вышел в июне 2010 года, Opera 11.0 - в декабре 2010 года. В марте обновились сразу три браузера: вышли Chrome 10.0, IE 9.0 и Firefox 4.0. Итак, что нас ждет в ближайшие двенадцать месяцев? Несмотря на выпуск неплохой "девятки", падение IE продолжится. Правда, 50%-ный рубеж наверняка будет удержан. Рыночная доля не изменится, "Сафари" прибавит пару процентов за счет феноменальных продаж мобильных устройств Apple. Обострится борьба между Firefox и Chrome. Последний наверняка отвоюет у первого несколько процентов, попутно прихватив и долю IE. Но до 2012 года Google Chrome определенно не сможет стать браузером № 2 в мире. Кстати, начнут набирать вес и мобильные браузеры в связи с бурным ростом различных мобильных устройств. Пока самым популярным мобильным браузером является разработка Opera Software (рыночная доля около 1%). Есть мобильная версия Safari, скоро выйдет мобильный Firefox 4 (Fennec), к концу года обещают появление мобильной версии Internet Explorer 9. Вслед за ними наверняка подтянется и Google - правда, о подобных разработках пока ничего неизвестно. Так что, чем в итоге кончится Вторая браузерная война, пока неизвестно. Но борьба обещает быть интересной. Что только на руку пользователям. * * * От лирики перейдем к конкретным цифрам. Посмотрим, каковы рыночные доли самых популярных браузеров по данным от трех различных источников. Указаны данные на март 2011 года (в скобках данные за март 2010 года).
1. Internet Explorer - 55,92% (60,65%) 2. Firefox - 21,80% (24,52%) 3. Chrome - 11,57% (6,13%) 4. Safari - 6,61% (4,65%) 5. Opera - 2,15% (2,37%) 6. Другие - 1,92%, из них 1,06% Opera Mini и Netscape 0,68%
1. Internet Explorer - 45,11% (54,44%) 2. Firefox - 29,98% (31,27%) 3. Chrome - 17,37% (7,29%) 4. Safari - 5,02% (4,16%) 5. Opera - 1,97% (1,97%) 6. Другие - 0,74%
1. Internet Explorer - 27,3% 2. Firefox - 26,8% 3. Opera - 22,1% 4. Chrome - 11,6% 5. Safari - 0,9% 6. Другие - 11,3%
Как видно, в России достаточно популярна Opera, а Firefox может в ближайшее время обогнать Internet Explorer, который, как известно, must die (шутка). Если же анализировать мировую статистику, виден впечатляющий рост Google Chrome (за год его популярность выросла почти в два раза). * * * На этом мы завершаем первую часть из цикла статей "Браузерные войны". Во второй части мы рассмотрим, что могут предложить пользователям последние версии пяти популярных браузеров, рассмотрим их сильные и слабые стороны. А в третьей статье займемся реальными тестами веб-обозревателей и проверим, кто на свете всех быстрее.
P. S. Так как же правильно писать по-русски: браузер или броузер? Согласно Русскому орфографическому словарю РАН под редакцией В. В. Лопатина (второе издание, 2004), правильно - браузер. Хотя в английской транскрипции звучит как "броузер". 26707 просмотров
|
< Пред. | След. > |
---|
Главная |
Заметки |
Брин Бабац |
Статьи |
Записки |
Анекдоты |
Фотогалерея |
Сказки |
Стихи |
Футболия |
ПО/Комп/Интернет |
Карта сайта |
///2011///
12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru").
Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице.
///2010///
27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru").
25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее.
///2009///
19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование.
///2008///
21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня. День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.